Штрихи к портрету Зоркинской школы и её директора
Содержание

Всё начинается с детства. Эта крылатая фраза принадлежит мудрому человеку, поэту, автору текстов гимнов СССР и России Сергею Михалкову. Но он не «расшифровал» нам, а что это — всё? Но позволю высказать догадку, что большая доля этого «всего» формируется в школе. Плохих школ не бывает, есть только хорошие и очень хорошие, о чём скажет вам любой выпускник. Но всё равно у каждой школы — своё лицо, свой характер, своя специфика. И «лепит» этот облик учебного заведения, как правило, директор, опираясь на группу учителей-единомышленников.
Нe так давно ряд нижнегорских учителей, в связи с Днём учителя, были награждены медалями и Почётными грамотами. Среди них — директор МБОУ «Зоркинская СОШДС» Ирина Григорьевна САВЕЛЬЕВА (на фото), которой министр образования Республики Крым Н. Г. Гончарова вручила медаль «За доблестный труд». А трое учителей этой школы награждены Почётными грамотами министерства образования РК. Конечно, в системе школьного образования есть свои параметры, в соответствии с которыми и делаются выводы о результатах работы коллектива учителей, как профессионалов. Но для того, чтобы увидеть «лицо школы», вполне достаточно простой журналистской внимательности. И вот я в Зоркино. Что сразу же бросилось в глаза?
Здание школы, в буквальном смысле слова, — утопало в розах, которые в ноябре ещё цвели. Как потом мне сказали: вокруг школы произрастает более 300 кустов роз, и большую часть из саженцев подарил выпускник Владимир Поливанов, ныне фермер в соседнем Джанкойском районе. А в холле входящих приветствует красивый транспарант: «Здравствуйте, это мы!». Это создаёт настрой открытости, доброжелательности для каждого входящего — и ученика, и учителя, и родителя. А на стенах в коридорах — сотни детских картин и рисунков. Как раз была перемена, я заглянул в ближайшие классы на первом этаже — стены от пола до потолка тоже расписаны картинами. Ну, как в сказке живут самые маленькие обитатели Зор-кинской школы! А секрет такой красоты прост: в школе есть кружок «Весёлый карандаш», и ведёт его завуч Светлана Владимировна Суфан, не только замечательный педагог, но и талантливый художник-любитель.
Почти весь третий этаж посвящён нашей малой Родине — Крыму. Здесь представлены фото и описания замечательных природных и исторических мест полуострова, здесь постоянно проводятся экскурсии, так же, как и в школьном краеведческом музее. И, конечно же, зоркинс-кие учителя и школьники поставили цель: реально побывать в этих местах. Весной, вместе с директором И. Г. Савельевой, старшеклассники побывали на скалах Верхнего Кок-Асана с ночевкой, а завуч С. В. Суфан водила детей по красивым местам близ Старого Крыма. Впереди — ещё немало интересных маршрутов, и каждый поход навсегда останется в памяти ребят. Меня несколько удивило, что Ирина Григорьевна лично покорила вершины Кок-Асана, ведь я там бывал и знаю, какой трудный туда подъем. Но секрет неплохо сохранившейся спортивной осанки и сноровки приоткрыла сама директор школы: — А я студенткой была в сборной института!
Для непосвященных «расшифрую»: в сборную ВУЗа, обычно, брали по одному человеку с курса или факультета, а тренировки проходили после учебных занятий, почти ежедневно, причём, нередко — в течение нескольких лет учёбы. Поэтому я уже не удивился, когда мне рассказали, что в Зоркинской школе постоянно проводятся «Дни здоровья», увлекательные состязания «Мама, папа, я — спортивная семья!», товарищеские матчи с командами других школ по футболу и волейболу, и даже матчи между учителями и старшеклассниками по волейболу! Я пришел к выводу, что Ирина Григорьевна, которая, конечно же, участвует в этих матчах, не дает стареть и расслабляться ни себе, ни своим коллегам. И это замечательно! Ведь ничто так не отдаляет воспитателя от воспитанника, как неспособность всегда быть в отличной форме и понимать, а иногда и превосходить молодежь в чем-то. Зоркинским педагогам, мне кажется, это удаётся! Они сами «молодеют» во время проведения увлекательного конкурса «Мальчишки и девчонки». И что интересно, родителям тоже не дают покоя, не позволяя им терять «спортивную» форму.
Кстати, спортзал в Зоркинской школе — один из лучших в районе, его комфортные раздевалки для мальчиков и для девочек — вообще, выше всяких похвал. Меня во время «экскурсии» по школе все время преследовал вопрос: Ирину Григорьевну, молодую учительницу русской литературы, по-существу, романтика по складу мышления, назначили директором в 2000-м году, можно сказать, в пиковые годы экономического кризиса и проведения земельной реформы на селе. Я помню, как все тогда растаскивалось в хозяйствах, никто не помогал школам, как это в большом объеме делалось в советские годы, а в бюджетах были деньги только на зарплаты учителям, да и то — не в полном объёме. Школьные котельные едва тлели, а в классах еще оставались пресловутые «буржуйки». Как удалось учительнице литературы все же победить (как я в этом удостоверился!) всеобщий хаос в отдельно взятой школе?
— Вы знаете, не хочется вспоминать эти времена, когда не хватало даже лампочек в коридорах и классах, а дети сидели на занятиях в пальто. Но тогда я поставила цель: сделать школу такой, чтобы детям было приятно приходить в классы, гулять по коридорам и по школьному двору на переменках. Я шла к этой цели много лет, не одна, конечно, а со своим коллективом. В школе честно, с большой отдачей работали много лет и сейчас трудятся такие замечательные педагоги, как Светлана Владимировна Суфан, Галина Николаевна Митченко, Елена Сергеевна Кулик, Татьяна Николаевна Майданик, Елена Григорьевна Пугачева, Наталья Васильевна Кудиевская, Любовь Николаевна Булина и еще немало хороших учителей, в том числе и молодых. Большую финансовую помощь все школы, в том числе и наша, получают после возвращения Крыма в Россию. Вот недавно было построено ограждение школьного двора, почти полностью обновили школьную мебель и многое другое, — рассказала Ирина Григорьевна, ни разу не подчеркнув свою заслугу в обустройстве учебного заведения. Зато с удовольствием назвала фамилии лучших учеников, в частности, одиннадцатиклассника Бориса Дурды-ева, который недавно стал победителем муниципального тура Всероссийской олимпиады по русской литературе и русскому языку, а теперь будет защищать честь района на уровне Республики Крым.
Но не пора ли рассказать о самом директоре школы? Ведь в жизни Ирины Григорьевны довольно много интересного. Взять хотя бы тот факт, что с Зоркинской школой она связана чуть ли не с пеленок. В начальных классах учила детишек её мама, Людмила Васильевна Романюк, а отец много лет проработал водителем школьного автобуса. Окончив школу с отличием, девушка некоторое время работала в ней пионервожатой (была раньше такая должность), а затем поступила в Херсонский пединститут, став педагогом во втором поколении. В тех же классных комнатах, где училась сама, Ирина Григорьевна стала прививать любовь к русской литературе новому поколению зоркинцев. И небезуспешно, о чем говорит тот факт, что четверо её воспитанников поступили на филологический факультет университета уже в первые годы её работы.
Здесь же, в Зоркино, нашла она свою женскую судьбу, вышла замуж, родила и воспитала детей, которые, естественно, окончили и мамину, и бабушкину школу. Одним словом, Ирина Григорьевна — потомственная сельская учительница. Может быть, именно поэтому её направили от Республики Крым в ноябре 2014 года на Всероссийский слёт сельских учителей в Тамбове. Кому, как не ей, понятны и жизнь, и проблемы провинциальных учителей. Может быть, поэтому и односельчане без сомнения избрали её своим депутатом. Ирина Григорьевна, при всей своей женской хрупкости, человек очень принципиальный, всегда готова и за правду побороться, и помочь Нуждающимся в помощи.
Кто-то из её односельчан как-то мне сказал: «Если увидите свет в школе поздним вечером, то наверняка это в кабинете директора». А я хочу сказать немножко поэтично: свет её* души освещает родное село много лет, и пусть никогда не погаснет он для маленьких и больших зоркин-цев, среди которых уже немало её учеников!
О.Тимшин